Шахматы
представляют собой интеллектуальное соперничество двух человек. Они являются
игрой (соревнованием), но в то же время постоянно активируется умственная
деятельность. Это особенно актуально для дошкольников и детей младшего
школьного возраста. Ребята, сами не замечая того, развивают свой интеллект.
Именно в этом феномене заключен успех шахмат.
В
большинстве стран мира шахматы используются для развития детей. В США,
Нидерландах, Великобритании, Испании и др. странах шахматы включены в школьную
программу.
Однако
вернемся к главному вопросу. Шахматы развивают:
1.Логическое
мышление. В процессе игры возникают различные ситуации. Подсчитано, что
существует несколько миллионов позиций. При таком многообразии легко сбиться с
верного пути. Разобраться в ситуации помогает правильно выстроенная цепочка
умозаключений, основанная на знаниях и умениях.
2.Память.
В процессе занятий ребенок узнает различные шахматные приемы и планы. Его
дальнейшие результаты зависят от воспроизведения этих знаний на практике. У
каждого шахматиста существует набор приемов и стратегий, которые позволяют
добиться ему успеха.
3.Абстрактное
мышление. Цена ошибки в шахматах очень высока. Большинство действий
тщательно продумывается и просчитывается игроком. Эти операции приходиться
совершать, не передвигая фигур. То есть моделируется ситуация и подбираются
лучшие варианты для ее реализации.
4.Стратегическое
мышление (Планирование). Основная цель шахматиста – поставить
мат королю соперника. На основе этого он формирует различные планы по реализации
своей идеи. Занятия способствуют как составлению плана, так и его проведению в
жизнь.
5.Счетные
способности. В процессе партии соперник порой ставит большое количество
преград. Умение разбивать эти преграды и не попадаться в ловушки оппонента формируется
посредством постоянного счета позиции. Этот расчет производится за обе стороны
и достигает 3-5 ходов у начинающих шахматистов.
6.Умение
оценивать ситуацию и принимать решение. На занятиях шахматист получает
систему знаний, позволяющую ориентироваться в огромном многообразии позиции,
возникающих в процессе игры. На основе этих знаний он оценивает ситуацию. В
ряде случаев возникает большое количество продолжений. Но ход делается только
один. Шахматист должен принять максимально правильное решение в условиях
ограниченного промежутка времени.